Татарская Каргала — деревня счастья

2016-04-10_38.jpg
Татарская Каргала (ранее Каргалинская слобода, Сеитов посад) — татарское село в Сакмарском районе Оренбургской области.Совсем недалеко от моего дома. Не раз я уже наведывалась в это село, очень живописное,красивое,столько замечательных объектов для изучения.

Ибо-история.Наша.Общая.

2016-04-10_12.jpg

В 1744 году в Оренбургскую губернскую канцелярию явился казанский торговый человек, татарин Сеит (Сагит) Аитов Хаялин, один из казанских купцов, который подробно изложил условия и попросил земли под поселение и угодья по обоим берегам реки Сакмары, между Бердской крепостью и до речки Верхней Каргалки, а также под хутора выше урочища Гребеней и Пречистинской крепости.

2016-04-10_13.jpg

А 19 сентября 1744 года состоялось определение Оренбургской губернской канцелярии об отводе земель по реке Сакмаре для поселения казанских торговых татар. 8 августа 1745 года Сенат от имени императрицы Елизаветы, по представлению И. И. Неплюева, выдал Сеиту Хаялину указ-грамоту, определяющую условия поселения, территорию и льготы- освобождения от рекрутской повинности и разрешением свободно строить мечети и исповедовать свою религию.

Когда-то в Сеитовой слободе было 11 мечетей, но советское время пережила всего одна. Зато какая! Татарская мечеть Куш-Минара:
https://pp.vk.me/c301207/u25629388/152637861/y_668ce350.jpg

автор фото Илья Буяновский (http://varandej.livejournal.com/)
Видите дату на фасаде? Дата подлинная. А ведь в Казани старейшую мечеть Марджани построили только в 1760-е годы с разрешения Екатерины Второй. То есть Куш-Минара - старейшая из татарских мечетей. А если принять во внимание, что "татарская мечеть" - понятие настолько же обособленное, как и "русская церковь", ценность Куш-Минары возрастает до минимум общероссийской.(фото varandej )
Мечеть Куш Манара построили в 1749 году, она первая в России (даже в Казани мечети стали появляться только в 1760-е годы). В годы войны здание использовали как госпиталь. В одну из холодных зим разобрали минареты, а из полученных материалов соорудили печь для обогрева раненых солдат. Камнями заложили большие витражные окна. В 1946 году сельчане своими силами отремонтировали мечеть, восстановили один деревянный минарет. Собственно, с тех пор полноценного капитального ремонта старейшее сооружение не видело. В 90-е годы в селе появилась местная мусульманская религиозная организация, которую возглавил житель Татарской Каргалы Рафаиль Файзуллин.
И с с 2005 года он стал писать многочисленные письма в адрес бывшего губернатора и департамента по культуре и искусству Оренбургской области, просил выделить финансы на реставрацию. Но безуспешно.Денег так и не дали.Хотя,после многих мытарсв признали здание культурным наследием. Но реставрацию селяне должны были сделать своими силами.
Имам мечети договорился со знакомым архитектором, бывшим работником «Оренбурггражданпроекта», Фазлаевым (в свое время проектировал работы в мечети «Хусаиния» и других мусульманских заведениях города). Тот как истинный мусульманин составил проект в счет пожертвования и согласился в дальнейшем контролировать ход работ, все-таки не частный дом ремонтировать предстоит. Все это прекрасно понимали, как и то, что тянуть дальше с ремонтом нельзя. В мечети закипела работа…
2016-04-10_10.jpg

Но красавица мечеть с двумя минаретами,так и остаётся закрытой для прихожан, но вовсе не из-за ремонта. Причиной стали судебные разбирательства и возбуждение уголовного дела за умышленное «Повреждение объекта культурного наследия, взятого под охрану государства». Главным виновником бесчинств считают имама, который, как значится в материалах дела, знал об исторической ценности объекта, но без разрешительной документации приступил к ремонтным работам, вопреки требованиям охранных обязательств осуществил переделку объекта, видоизменил его.

Когда закончатся разбирательства и что будет дальше? Кому это было нужно? Уж точно не самому историко-культурному памятнику, который теперь, может, никогда не откроется, ведь подобная участь уже постигла другой объект культурного наследия в центре Оренбурга - известное летное училище, в котором учился первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
Новые мечети Татарской Каргалы

2016-04-10_15.jpg

https://pp.vk.me/c9753/u136390606/152637861/z_e2d3c16d.jpg

В XVIII-XIX веках — крупный центр транзитной торговли между Средней Азией и Россией. Купцы Сеитовой слободы доходили до Индии, в память о чем в 1956 году село даже, в ходе визита по СССР, посещал Джахарлала Неру.

2016-04-10_54.jpg

2016-04-10_51.jpg

На улицах села стоят удивительные памятники архитектуры прошлых веков. - ведь это уже городские по своей сути постройки.

0_115bcc_5e418490_XL.jpg
Раньше здесь был сельсовет, потом амбулатория, затем,что то, типа коммунальных квартир. На балконе и террасе сидели летом бабушки и пили чай. У дома двухуровневый подвал.

https://pp.vk.me/c301207/u25629388/152637861/x_13969a9f.jpg

https://pp.vk.me/c301207/u25629388/152637861/y_ef460038.jpg

https://pp.vk.me/c301207/u25629388/152637861/y_c27a1bef.jpg

2016-04-10_14.jpg

А сейчас ,на самом берегу Сакмары, рядом с оврагом, где,возможно,первые поселенцы и брали камень для своих построек, вырастают вот такие дворцы.

2016-04-10_46.jpg
Очень красивое место. И поляна для отдыха обустроена,чисто. единственное "НО". Около "дворца" такое впечатление,что бульдозером просто снесли старый домик,и обломки все в овраг спихнули.Так они и лежат там.А чтоб убрать весь строительный мусор,надо как минимум скалолазом быть. Возможно Те,кто готовил строительную площадку-не местный был.
Это я пыталась дрозда сфотографировать, мусор как то не хотелось. Но раз повествовательная нить завела меня в такие дебри,то для иллюстрации-небольшой кусочек диссонанса, с общей картиной уюта,чистоты и культуры.
2016-04-10_48.jpg
Весь трэш чуть правее и ниже был.тут только вывороченный кустарник.
По краю оврага пасутся овцы. Сельский пейзаж.
2016-04-10_50.jpg

Спуск к Сакмаре

2016-04-10_18.jpg
Вот такая она,Татарская Каргала. Со своей историей, самобытностью, проблемами,и радостью. Татарская Каргала по-прежнему татарская. Здесь нередко бывают этнографы, так как, благодаря изоляции от Татарстана, культура казанских татар здесь наиболее целостна и архаична.

Использованы материалы,позаимствованные из блога  Ильи Буяновского

http://varandej.livejournal.com/

Моих старых постов
http://oreninga.oppps.ru/tatarskaya-kargala.html
http://oren-inga.livejournal.com/420171.html
http://oreninga.oppps.ru/staryj-dom-2.html
и статьи М. Г. Гафаровой из «Научно-практическая конференция «Татары в Оренбургском крае». Издательство «Димур», Оренбург 1997 г.






Комментарии:

Оставить свой комментарий

Поиск по блогу
Последние комментарии
Архивы
© 2018   Oreninga   //  Вверх   //