Рассматриваем Брейгеля: Игры детей

Оригинал взят у Антона Афанасьева в Рассматриваем Брейгеля: Игры детей

    Продолжим смотреть Брейгеля и на этот раз давайте рассмотрим его буквально бесконечную картину "Игры детей". Почему бесконечную? Да потому, что у её перспективы нет конца. Так же эта картина является одной из самых многосюжетных полотен автора.

    Стихия городской жизни — центральные композиции в творчестве Питера Брейгеля. На полотне «Игры детей» изображена улица, усыпанная детьми, которые дурачатся и играют. Художник уже обращал свой взор в сторону праздной толпы, а в этот раз с точностью писателя рассказывает зрителю о нелепости человеческой деятельности. Таким образом, автор обращается к проблеме места человека в мире.

    На обозрение публике представлено городское пространство, достаточно открытое, подобное современным площадям, но выполненное в средневековой манере. По разным сторонам улицы стоят дома, иногда не очень реалистичные, но при этом вовсе не приукрашенные. В стороне зеленеет берег с рекой, которая несётся куда-то вдаль. И везде, на каждом кусочке свободного пространства пристроились толпы детишек, которые играют с утра до вечера.
  
    Опираясь на визуальную практику, Брейгель воспроизводит все очень точно. Удивительно, но художнику удалось разобрать каждую деталь, группу или фигуру на полотне. «Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Детишки ходят на ходулях, играют в салочки, гоняют обруч.

    Причем в этом посте я постараюсь раскрыть больше не  тайный замысел художника, а рассмотреть её именно как исторический источник - то есть показать, что за игры были популярны в Европе в то время. Как бы страшно это не звучало, но я назову их ВСЕ.
photo origin111.jpg
Нидерланды | | «Игры детей» | 1560 | Дерево, масло | 118х161 | Художественно-исторический музей, Вена

    Брейгель не был собой, если бы в описательной манере запечатлел какое-то событие. Его волнует другая мысль: бессмысленность человеческого существования. Присмотревшись можно увидеть игры, в которых малыши ловко подражают взрослым, изображая свадьбу или магазин, будто сам Брейгель говорит нам о том, что вся деятельность человека абсурдна, чем бы он ни занимался.

    На лицах играющих нет улыбок и это выглядит странно. Подобно взрослым, они отдаются игре со всей вдумчивой настойчивостью. Задача, которая всегда стояла перед художником, передать мир максимально достоверное, таким каков он был в ту эпоху жестокости и насилия.

    Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон – или поля, или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица. Вдоль улицы – дома. Слева от зрителя – кирпичный дом непонятного назначения. За ним – два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева). В конце улицы – силуэт церкви. Может быть, это Антверпенский собор. Вероятно, в те времена существовал такой водный рукав, параллельный Шельде, сегодня обнаружить его следы невозможно. Играющие дети везде – в домах, в реке, на площади, на улице... Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7-8 до 12-13 лет. Прямо перед зрителем – здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети. Дети есть и внутри. Может быть, это школа? На стене – нечто вроде таблицы. Расписание уроков? В стенку крыльца вделаны кольца. Похоже, что здесь – место для «парковки» лошадей, коновязь. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики. Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа.

    Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус – знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад», имеет длину около 5 метров). Стройка еще не закончена, но близка к завершению. По крайней мере, на втором этаже можно сидеть.  Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей. Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно – за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины). Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это – его дочь Мари, год рождения которой неизвестен. Судя по одежде, на дворе не зима, но и не лето: все в шапочках и косынках, на детях довольно много одежды. На деревьях – свежая зелень. Скупое солнце едва пробивается из-за туч. Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо.

    Теперь давайте рассмотри все поподробнее и попытаемся определить, что это за игры?

1. Ныряние, купание и лазанье по деревьям. Причем один из плавающих используею мочевой пузырь быка, свиньи или овцы, чтоб плавать - сам он, видимо пока плавать не умеет
 photo 1.jpg

2. Игра в крутящиеся волчком юбки, бочче - игра с мячами и игра в "Кого выбрать?" -  девушка выбирает своего "ребенка" из группы друзей под одеялом
 photo 2.jpg

3. Король горы и игра в песочнице
 photo 3.jpg

4. Бои рыцарей с вертушками и игра в колотушку
 photo 4.jpg

5. Игра в волчки. На фоне писающая у забора девочка
 photo 5.jpg

6. Оседлание забора
 photo 6.jpg

7. Соревнования по поднятию друг друга   и  упражнения на "козле". Балансирование палочкой на пальце.
 photo 7.jpg

8. Стояние на руках, попытка сальто и завязывание себя в узел
 photo 8.jpg

9. Прохождение между двумя рядами пинающие тебя ног.
 photo 9.jpg

10. Игра в свадьбу. Часто такие свадьбы обыгрывали в день летнего солнцестояния
 photo 10.jpg

11. Пиньята.
 photo 11.jpg

12. Лента на палочке, которая "играет" на ветру  и "канатка" из корзинок
 photo 12.jpg

13. Ходули
 photo 13.jpg

14. Кегли
 photo 14.jpg

15. Жмурки
 photo 15.jpg

16.  Изготовление шапок из прутьев, игры с птицей, надувание мыльного пузыря, летающие лопасти, сделанные из ореховой скорлупы, "Тотон" - предтеча игры в рулетку и кости, игрушечное домашнее животное в виде кирпича.
 photo 16.jpg

17. Крещение понарошку. Синий капюшон символизирует обман.
 photo 17.jpg

18. Игра с куклами, а на дальнем плане - Рождество Христово
 photo 18.jpg

19. Стрельба в сову из водяного пистолета

19.1. Бабки
 photo 19.jpg

20. Конек, ковыряние какашки палочкой и игра на флейте и барабане
 photo 20.jpg

21. Морра. Предшественник "Камень-Ножницы-Бумага"
 photo 21.jpg

22. "Папское кресло"
 photo 23.jpg

23. Игра в простой обруч и обруч с колокольчиками. Выше - выкрикивание в бочку
 photo 24.jpg

24. Верховая езда на бочке
 photo 25.jpg

25. Рыцарский турнир по перетягиванию ремня на "конях"
 photo 26.jpg

26. Чехарда
 photo 27.jpg

27. Отбивание задницы на доске
 photo 28.jpg

28. Надувание свиного мочевого пузыря для последующей игры
 photo 29.jpg

29. "Сколько рогов?" Играющий должен угадать, каким количеством пальцев его ударили сзади
 photo 30.jpg

30. Игра в магазин.
 photo 31.jpg

31. Игра в блошки и ножички
 photo 33.jpg

32. Вырывание волос
 photo 34.jpg

33. Бросание шляпы через ноги играющего и мальчик с "изюмным хлебочеловеком".
 photo 35.jpg

34. Ходули
 photo 36.jpg

35. Игра с грецкими орехами. Вариант кеглей
 photo 37.jpg

36. Ловля насекомых сачком
 photo 38.jpg

37. Игра с бичом
 photo 39.jpg

38. Вариант кеглей
 photo 40.jpg

39. Эстафета
 photo 41.jpg

40. Марбл
 photo 42.jpg

41. "Связанные дьявол". Уличная ролевая игра
 photo 43.jpg

42. Лазанье по стенам и борьба
 photo 45.jpg

43. Процессия, кручение шапки на палке и пристенок
 photo 46.jpg

44. "Змейка"
 photo 48.jpg

45. Прятки или выше ноги от земли
 photo 49.jpg

46. У кого мяч? Надо угадать кто спрятал за спиной мяч
 photo 50.jpg

47.  Катание на плечах, колядки, езда на метле, "ломание" стены, разжигание костра,
 photo 51.jpg

48. Игра в маски и классические подвесные качели
 photo 52.jpg

Использован текст во вступлении:
Автор: Борис Рохленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/62005/






Комментарии:

Оставить свой комментарий

Поиск по блогу
Последние комментарии
Архивы
© 2018   Oreninga   //  Вверх   //